Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Как вы впервые попали на этот сайт?
Всего ответов: 1146
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» »

Заблуждения о виниле (HA Wiki)


10 Августа 2012, 16:26

Винил всегда звучит лучше, чем Audio CD

Как говорится далее, несмотря на горы аргументов, не существует технически доказанных преимуществ винилового носителя перед Audio CD. Запись на виниловой пластинке может звучать лучше своего CD эквивалента только в исключительно редких случаях. И это далеко не означает преимущество первого метода.

Многие люди предпочитают прослушивание виниловых пластинок цифровым форматам, в т.ч. Audio CD. Большинство причин, по которым это происходит, абсолютно не связаны с объективным качеством звучания, и относятся скорее к «тактильным» особенностям винила, его специфическому звучанию, субъективным ощущениям. Всё это превращает прослушивание винила в некий ритуал. Другие, по различным причинам, предпочитают слушать CD. Нет ничего плохого в предпочтении винила аудиокомпактам, т.к. предпочтения эти в большой степени зависят от элементов эмоциональной сферы, субъективного восприятия и зачастую не имеют какой-либо технической подоплеки.

Винил требует более качественного мастеринга записей и физически неспособен воспроизводить сверхкомпрессированные записи предназначенные для CD

Мастеринг в значительной степени может повлиять на качество звука — ухудшить его или улучшить. Одна обработка предназначена для уменьшения фоновых шумов, другая изменяет динамический диапазон. Есть много различных техник мастеринга, которые влияют на звучание.

Есть известные случаи, когда для мастеринга винила и Audio CD использовались различные мастер-записи. Один из примеров — «Icky Thump» от The White Stripes. Конечно, также зафиксировано много случаев, когда одни и те же мастер-записи использовались как для винила, так и для Audio CD. Фактически, если вы покупаете альбом, выпущенный на виниле в последние два десятилетия, логично предположить, что мастеринг будет не лучше, чем на CD (если нет четких доказательств обратного). Альтернативный мастеринг для винила стоит денег и является одним из наиболее дорогостоящих этапов выпуска записи. Очень часто производители верят, что достаточно записать мастер-запись для CD на виниловый носитель, а он автоматически, сам по себе обеспечит превосходное звучание.

Технические детали, лежащие в основе этого мифа, следующие. Резаки, используемые для создания металлической болванки-матрицы с лаковым покрытием, представляют собой электромеханические устройства, похожие по принципу работы на динамик, которые управляются очень мощным усилителем (несколько сотен ватт). На большой скорости нарезки, при высоком уровне записи, катушка режущей головки может сгореть, так же, как горит катушка динамика при слишком большом токе. Кроме того, алмазная игла резака может получить необратимые повреждения или сломаться. Этот момент жестко ограничивает максимальный уровень записи для винила.

Очень высокая выходная мощность необходима для нарезки дорожек с большим ускорением. Ускорение при одинаковой амплитуде больше для высокочастотных сигналов. Современные мастер-записи для CD, содержащие большое количество клиппинга и компрессии (из-за использования ограничителей — лимитеров) содержат большее количество высоких частот, чем ранние мастер-записи. Вообще, увеличение воспринимаемой громкости записи — будь-то с с использованием нормализации или лимитирования/компрессии — неминуемо увеличивает мощность потребляемую резаком.

В дополнение к этому, во время проигрывания игла звукоснимателя имеет определенные ограничения на дорожки, по которым она может следовать. Картриджи могут перемещаться по дорожкам, ширина которых (измеряемая в микронах) не превышает предельную, которая, в свою очередь, зависит от частоты. Например, картридж может следовать по дорожке шириной 300 мкм при 300 Гц, и всего 50 мкм при 20 кГц. Это также накладывает свои ограничения на ускорение и скорость записи.

Самый очевидный способ преодоления этих трудностей — это просто уменьшить уровень громкости мастер-записей. Существуют многополосные ограничители, которые динамически занижают ВЧ составляющие записи, чтобы снизить потребляемую мощность записывающей головки.

Поверхность грампластинки во время проигрывания разогревается до нескольких сотен градусов и перед повторным проигрыванием трека необходимо подождать как минимум несколько часов — пока пластинка остынет

Точные измерения показывают, что температура звукоснимающей иглы во время проигрывания — 150-260 градусов Цельсия. Очевидно, температура самой пластинки примерно равна температуре окружающей среды, за исключением места контакта с иглой — иначе пластинка бы просто расплавилась. Повторное воспроизведение трека непосредственно после его окончания внесет лишь немного больше искажений в сравнении с первым проигрыванием. Этот эффект считается временным и проходит примерно через 10 минут.

Повторное проигрывание (не важно, через какие промежутки времени) повышает риск необратимого повреждения. Само собой, имеет место изнашивание пластинки при каждом проигрывании. Не существует никаких достоверных данных, подтверждающих, что беспрерывное повторное воспроизведение более изнашивает запись, чем проигрывание с перерывами .

При правильном проигрывании виниловых пластинок щелчки отсутствуют

Треск и щелчки часто не слышны во время проигрывания песни, при условии хорошо сохранившейся записи, и не должны отвлекать от процесса прослушивания. Нет никаких доказательств существования записи, которая бы воспроизводилась без каких бы то ни было щелчков и треска. Они вносятся практически на каждом этапе производства — от нарезки болванки и штамповки пластинок до воспроизведения включительно. Таким образом, некоторые щелчки уже впрессованы в саму запись.

Иногда треск является следствием статического разряда во время проигрывания. Однако, этот эффект может быть легко устранен.

По причине недостатка доказательств существования записей без треска и учитывая технические особенности, снижающие вероятность этого практически до нуля, очень похоже, что не существует записи, в которой полностью отсутствуют щелчки.

Винил превосходит CD, т.к. способен воспроизводить боле высокие частоты и тем самым избавляет от влияния антиалиасинговых фильтров

Записывающие/воспроизводящие способности винила достигают частот в 50 — 100 кГц. Доказательством этого прежде всего является квадрофоническая система CD4, в основе которой лежало использование диапазона 30-45 кГц (здесь хранилась информация, используемая для восстановления дополнительных каналов). Тем не менее, точность передачи высоких частот у винила значительно варьируется. Неравномерность в 5-10 дБ (или даже более) в диапазоне 20 кГц — далеко не редкость для многих записей.

Проигрывание ультразвуковых частот совершенно не гарантируется. Для многих ММ-картриджей (Moving Magnet cartridge) резонансные пики определяются нагруженным фонокорректором и собственными резонансными частотами подвеса кантилевера, которые ограничивают передачу частотного диапазона сверху.

Изнашивание дорожек проявляет себя быстрее на более высоких частотах. Однако, для современных звукоснимателей это не большая проблема.

Редко когда (если такое вообще бывает) ультразвуковое содержимое винила сохраняется. В звукозаписях эти частоты, если и существуют, то обычно представляют собой маломощный шум создаваемый электрическим оборудованием и носителями данных используемыми во время записи, микширования и мастеринга. Хотя некоторые инструменты способны воспроизводить низкие по уровню обертона в ультразвуковом диапазоне, на виниле они могут присутствовать только при том условии, что каждое отдельно взятое устройство и носитель, используемые в процессе записи, микширования и мастеринга были способны их передавать — что имеет место крайне редко, даже в современных записях, т.к. среднестатистический микрофон или микшер разрабатываются для передачи лишь слышимого диапазона частот. Даже если обертона были сохранены на всем пути до мастеринга включительно, оборудование для нарезки моно и стерео болванок обычно включает в себя НЧ фильтр — чтобы избежать перегрева резака ультразвуковыми колебаниями.

И наконец, вдобавок ко всему этому, просто-напросто нет научного доказательства того, что частоты выше предельных для CD 22 кГц являются слышимыми для какой-либо из известных групп людей, или же что эти частоты способны для кого-то повлиять на восприятие слышимого диапазона. Нет также никаких доказательств, что влияние антиалиасингового фильтра способно восприниматься человеком.

Винил превосходит цифровую запись, т.к. аналоговый сигнал, снимаемый с пластинки, в точности повторяет исходный, в то время как цифровой сигнал квантуется на «ступеньки»

Кодирование с помощью ИКМ (используемое для CDDA и DVD-A) сохраняет аудиоданные в виде квантованных значений. Аналоговый сигнал не имеет измеримого временного или амплитудного разрешения.

ИКМ иногда представляют себе в виде сигнала зубчатой, ступенчатой формы. Это лишь частично правильно: аналого-цифровое преобразование обязательно включает в себя схему анализа и аппроксимации, усреднения амплитуды в промежутках между моментами семплирования. Цифро-аналоговое преобразование выполняет те же самые действия, генерируя прямоугольный сигнал, но этот сигнал в дальнейшем неминуемо поступает на дополнительные сглаживающие фильтры. Фактически, выходные семплы АЦП рассматриваются как точки на изображении сигнала; выход ЦАПа представляет собой гладкую кривую, совершенно не содержащую в себе ступенек. К тому же, современные АЦП и ЦАП микросхемы разработаны таким образом, что всевозможные шумы в процессе преобразования, если не полностью исключаются, то находятся намного ниже порога слышимости, это приводит к высочайшей корреляции между входным и выходным сигналом.

С помощью ИКМ можно закодировать временные промежутки любой, сколь угодно малой длинны. Промежуток в 1 мкс или менее — вполне достижим. Теоретический минимум — <45 нс. Доказано здесь.

При правильной реализации (с использованием дезеринга) квантование (16- или 24-битное) добавляет в запись лишь небольшой широкополосный шум, не шум квантования. Т.к. этот специальный шум (dither) обычно ниже уровня шумов звуковой аппаратуры и порога слышимости вообще, он не воспринимается.

В то же время, аналоговая форма представления имеет много слышимых и подлежащих измерению недостатков, включающих в себя гармонические искажения, шум и интермодуляционные искажения. И эти искажения определенно выше, чем у цифровой формы представления, включая CD.

Проще говоря, хотя использование цифрового формата и требует квантования сигнала, другие факторы играют в обеспечении качества воспроизведения куда более важную роль.

Винил имеет большее разрешение, чем CD, потому как его динамический диапазон для наиболее слышимых частот выше, чем у CD

Динамический диапазон виниловых носителей, измеряемый как отношение амплитуды синусоидального сигнала к амплитуде составляющей шума, имеющей ту же частоту, составляет что-то около 80 дБ. Теоретически, в идеальных условиях, он может достигать 120 дБ. Динамический диапазон CD при правильном использовании дезеринга и оверсемплинга, с учетом частотной зависимости, составляет около 150 дБ. Ни при каких условиях (в пределах разумного конечно), учитывая большее техническое несовершенство и физические ограничения винилового носителя, динамический диапазон винила не превышает динамический диапазон CD — на любой частоте. Больше — на Hydrogenaudio.

Если прикрепить монетку к звукоснимателю, это улучшит качество воспроизведения

Подвижность картриджа зависит от механических параметров конструкции тонарм—игла. Добавление веса звукоснимателю (и подстройка противовеса для компенсации) увеличивает эффективную массу тонарма и уменьшает его резонансную частоту. Если резонансная частота (которая измеряется с помощью тестовой записи) чрезмерно высокая — 15-20 Гц — дополнительный вес может улучшить воспроизведение, сместив резонанс за пределы слышимого диапазона. В противном случае, это лишь ухудшит подвижность звукоснимателя.

Если игла даже немного согнута, картридж испорчен и должен быть заменен

Изгиб иглы приводит к её некорректной направленности, что может проявится в виде слышимых искажений. В редких случаях это может привести к повреждению записи. Картриджи собираются вручную и непременно имеют отклонения в своей конструкции, лежащие в допустимых пределах. Нет совершенно ровных игл. Тем не менее, если игла в новом картридже оказалась значительно изогнута, лучше его вернуть.

Проигрыватели с ременным приводом лучше, чем с прямым

Ременной привод значительно проще реализовать, усовершенствовать, и, возможно, легче починить. Хорошо сконструированные прямые приводы имеют допуски такие же, или даже лучшие, чем качественные ременные приводы.

Субъективные утверждения о лучшей музыкальности и качестве звучания ременных приводов являются очень спорными и не подтверждаются большинством слушателей.

Ременные приводы занимают на рынке свою полку только по причине невысокой стоимости.

Двигатели с прямым приводом, как правило, служат очень долго (некоторые оригинальные модели SL-1200 до сих пор не требуют ремонта). Ременному же приводу периодически надо менять ремни, при чем, в них используются шумные двигатели того же ценового диапазона, что и в прямых приводах.

Существует распространенное заблуждение, что прямой привод будет «охотится» за нужной скоростью (имеется ввиду автоподстройка с использованием ООС) и тем самым вызовет слышимые изменения скорости. В действительности, эта гипотеза не имеет под собой никаких оснований.

Считается, что прямые приводы лучше показывают себя при динамическом трении иглы, за исключением очень некачественных прямых приводов или высококачественных ременных.

Существуют случаи выявления прямых приводов низкого качества.

Тонармы проигрывателей с прямым приводом как правило значительно дешевле, чем тонармы идущие в комплекте с ременным приводом той же ценовой категории.

Source (english)


Информация от спонсора

Московские переезды: переезд офиса, квартиры, дачи, дома. Перемещение промышленного, полиграфического, медицинского и другого оборудования.

 
   
Категория: Теория | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 41458 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 5
Всего комментариев: 9
[7] melom@n   (03 Апреля 2016 12:04)
Откуда материалы для всех выводов ? Винил никогда не играл 120 dB и не сможет физически, цифра имеет предел в 16 битном режиме = 96db и 120 dB в 24х битном. И таких косяков и невежества в статье полно. Вы сначала технику нормальную заведите, пластинки хорошо записанные и не убитые достаньте, послушайте, сделайте измерения, а потом уже говорите.

+1   Спам
[6] Барбарис   (26 Сентября 2012 15:02)
Безусловно винил - не конкурент AudioCD. На трекерах есть раздачи из категории "Собственные оцифровки". Это просто ужас, где у людей уши? Разговоров много, как снять точно рипы и т. п. На деле получается полная ерунда. Конкретно: очень сильный рокот (низкочастотный шум от мотора), повышенный шум винила (про влажное прогрывание забыли), сильно изношенные (не царапанные) пластинки. Т. е. ни а каком качестве речи и быть не может. К тому-же, при наличии всех правильных спектрограмм, подтверждающих "благородное" качество, звук полностью убит - не живой. Когда я учился в институте, в группе был приятель, а у него отец -профессиональный звукотехник. Так вот у него на работе был проигрыватель виниловых дисков , у которого диск диаметром почти 1 метр и весом под 100 кг, плюс система амортизаторов. Никакого рокота, детонация нулевая (большая масса - большая инерционность, сглаживает любую флуктуацию). Отличие аналоговых систем от цифровых - это более пологие, плавные спады амплитудно-частотных характеристик. Это естественно, т. к. для цифровых систем всегда задаётся максимальная частота, после которой резкий спад (практически вертикальный). 20 кГц - это вполне достаточно для очень высокого качества, а многие люди даже не догадываются что их слух ограничивается на более низких частотах . 20 кГц слышат далеко не все, даже среди молодых людей.

[4] Dmitrylo   (04 Сентября 2012 10:05)
Сама статья сплошь состоит из мифов. Приведу один лишь пример:
"Резаки, используемые для создания металлической болванки-матрицы с лаковым покрытием, представляют собой электромеханические устройства, похожие по принципу работы на динамик, которые управляются очень мощным усилителем (несколько сотен ватт). На большой скорости нарезки, при высоком уровне записи, катушка режущей головки может сгореть, так же, как горит катушка динамика при слишком большом токе. Кроме того, алмазная игла резака может получить необратимые повреждения или сломаться. Этот момент жестко ограничивает максимальный уровень записи для винила".

Чистейшей воды ахинея. Уровень записи на виниле ограничивается ШИРИНОЙ ДОРОЖКИ. Это же аналоговая механическая запись - чем выше амплитуда сигнала, тем большая ширина дорожки требуется. Чтобы увеличить амплитуду, необходимо увеличить шаг спирали, что неизбежно приведет к сокращению длительности записи. Также необходимо увеличить прижимную силу головки. И напротив, чтобы увеличить длительность записи, необходимо уменьшить ее уровень. Если мне не изменяет память, в 70-е годы прошлого века появились рекорд-системы, которые меняли шаг спирали в зависимости от уровня.
По поводу частотки. Не помню, что там было у квадрофонии, но у обычного винила частотка не выходила за пределы 20 кГц, причем ТОЛЬКО на внешних дорожках, по мере приближения к центру частотка сужалась и верхняя граничная частота могла снизиться до 8-10 кГц. Именно поэтому на внешних дорожках писали бодрые вещи, а на внутренних - медляки.
Остальные плюхи мне разбирать уже лень.
Напоследок замечу, что ПРАВИЛЬНАЯ цифровая система играет лучше, чем виниловая той же стоимости. Получить аутентичный виниловый звук можно только на очень дорогой системе. Если же сравнивать винил с дешевым CD-плеером, то, конечно, аналог будет играть в чем-то приятнее.

[5] Барбарис   (26 Сентября 2012 14:24)
Уровень записи на виниле определяется не шириной дорожки, а максимальной амплитудой колебания этой дорожки (влево-вправо). Ширина дорожки определяет только степень плотности записи на носителе (виниле). Долгоиграющие пластинки появились, когда появились технологии изготовления более "тонких" игл для звукоснимателей. Никакой селекции треков по месту их записи на диске (ближе к центру или ближе к краю диска) нет. Поскольку угловая скорость, т. е. скорость вращения диска постоянная, то линейная скорость перемещения иглы по дорожке - переменная, ближе к центру она уменьшается и колебания дорожки сжимаются. Это создаёт предпосылки более быстрого износа винила ближе к центру, чем на краях.

[9] melom@n   (03 Апреля 2016 12:15)
Нет, ширина дорожки это сумма каналов (амплитуда моносигнала) а глубина дорожки это разность каналов (разделение). Чем шире дорожка, тем громче. Чем глубже, тем больше разница между каналами (см википедию). Конечно есть ограничения, обусловленные механизмом и наконечником иглы, и ее заточкой (конус, сфера и тд), но на скорости 45 при широкой канаве (1 композиция на стороне 12 дюймовки) и хорошей записи (типа DMM) диапазон достигает 80 dB. И разделение до 55, если игла способна. Селекция треков есть. Под конец пластинки сужается динамический диапазон СЧ и ВЧ, а так же появляются срезы синусоид. Это обусловлено более крутым изгибом канавки, который препятствует горизонтальному ходу иглы. А если угол иглы настроен не правильно (так бывает у некачественных вертаков), то под конец будет такой дисторшн- огого.

[3] Maverick412   (13 Августа 2012 21:28)
Какой можно сделать вывод из всей этой воды?
Ответ: Это набор отдельных фактов, опровергающих популярные мифы. Все выводу и так уже сделаны

[2] kiavan92   (10 Августа 2012 13:18)
ЦАПу нужен джиттер, а вот электромотору - хороший стабилизатор напряжения))

Необходимостью, конечно, не является, но ради глухих школьников, которым лишь бы "бум-цык" звукокоинженеры готовы на всё, к сожалению.

[1] kiavan92   (10 Августа 2012 13:04)
Да, нужно не забывать, что цифра (за исключением клинических случаев) приходит на ЦАП в совершенно идентичном виде, как и после мастеринга. А вот аналоговый сигнал - это лишь аналог того, что было вначале, прошедший через кучу таких же аналоговых преобразований.
А единственным, наверное, явным преимуществом винила является (как уже было сказано, если сделан качественно) отсутствие жёсткой компрессии, которая, бывает, портит впечатление от прослушивания CD.
Ответ: Да, только справедливости ради надо отметить: при поступлении семплов на ЦАП имеет место джиттер (из-за нестабильности частоты тактового генератора). Но это конечно же мелочи.

А компрессия на CD вовсе не является необходимостью, это та самая "война громкости". Вот как раз для винила приходится выполнять обязательную компрессию при мастеринге http://audiophilesoft.ru/publ/theory/mastering/6-1-0-157

[8] melom@n   (03 Апреля 2016 12:09)
Именно. Для винила нужна серьезная компрессия до диапазона 40-80 в зависимости от скорости и ширины канавы, плюс матричная частотная фильтрация, грамотно разводящая частоты по каналам так, что бы сделать расход горизонтального пространства меньше. Все это плюс требования к качеству звука превращали звукозапись на винил в жесткую дисциплину, откуда и превосходство качества записи. Не столько носитель, сколько подход.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2016