Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой битрейт (средний) вы считаете оптимальным для lossy кодирования?
Всего ответов: 5820
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
»

Частотный слух: что мы слышим на самом деле?


15 Ноября 2013, 12:59

В последнее время у меня возник повышенный интерес к вопросу восприятия верхнего диапазона звуковых частот. И причиной этому послужил вот, какой случай. В ходе обсуждения параметров LAME, а точнее ключа --lowpass, отвечающего за выбор верхней граничной частоты, один из участников форума попросил совета: какой музыкальный фрагмент выбрать, чтобы четко уловить наличие/отсутствие частот выше 16 кГц. Сперва вопрос мне показался довольно простым — почему-то я был просто таки уверен, что совершенно четко улавливаю срез на 16 кГц в том же MP3 128 кбит/с.

Для чистоты, так сказать, эксперимента, я взял первую попавшуюся композицию (кажется, что-то из Pink Floyd), декодировал её в 32-битное WAV с применением НЧ фильтра на 16 кГц (SoX lowpass) и запустил слепой ABX тест. И сразу же я был поражен: отсутствие частоты выше 16 кГц (а срез АЧХ я сделал максимально крутым) оказалось далеко не «очевидным». Собственно, в основном ВЧ составляющие содержались в фоновом шуме записи, и я был практически уверен, что запросто уловлю сужение частотного диапазона этого самого шума. Ну а запустив слепое сравнение, я был окончательно разочарован: успешно пройти его мне не удалось.

И это несмотря на кажущуюся звонкость высоких в музыкальной композиции. Вот, взгляните на спектр оригинального аудио и аудио со срезом на 16 кГц («Pink Floyd — Welcome To Machine»):


Выборочно прослушав таким же образом еще несколько композиций Pink Floyd, а также некоторых других рок-групп, мне так и не удалось уловить отсутствие ВЧ составляющих. Даже «Pink Floyd — Time» не дала ожидаемого эффекта — звон часов был таким же отчетливым и без спектра выше 16 кГц.

Тогда я решил переключиться на электронику. В ход пошел трек «David Guetta — Just A Little More Love (elektro edit)». Казалось бы: высокие очень ярко выражены даже в начальной, вокальной партии, о чем говорит и спектрограмма:



Но, к моему великому сожалению, оказалось, что наиболее высокие частоты каким-то образом маскируются и фактически на слух не воспринимаются. Да, именно маскируются: я специально выделили отфильтрованные составляющие путем вычитания сигнала полученного из исходного, и прослушал разностный сигнал. Выделенные таким образом частоты слышны вполне отчетливо.

В итоге найти музыкальный фрагмент, на котором воспринималось бы отсутствие ВЧ, мне всё же удалось. Это было вступление из «Pink Floyd — Wish You Were Here», сам фрагмент и отчет я выложил на форуме. А вот его спектрограмма:

Как видно, резкий звук акустической гитары имеет широчайший частотный диапазон (т.к. это по сути транзиент, т.е. переходной процесс с очень крутым фронтом), и полоса пропускания заметно влияет на его «звонкость».

Так или иначе, весь этот случай — весьма показательный. Впрочем, я знаю, что ввело меня в подобное заблуждение. Тот же LAME при кодировании с низким битрейтом (например, 128 кбит/с) не просто обрезает всё, что выше 16 кГц, а вдобавок еще и режет частотные составляющие с низким уровнем в диапазоне более низких частот. На спектрограмме это выглядит как некоторая разреженность спектра. Например, вот тот же фрагмент, только закодированный с LAME 3.99.5 -q 0 -b 128:

Очевидно, именно разреженность фонового шума, а не сужение его частотного диапазона, чаще всего воспринимается в подобных случаях.

Но это всё была прелюдия. Как я уже сказал, после описанного случая вопрос частотного слуха меня серьезно заинтересовал. Потому я решил произвести на этот счет кое-какие исследования — о них я напишу в своей следующей статье.

[Обсудить на форуме]


Информация от спонсора

Евгений Степанов: компьютерный мастер. ИП Евгений Борисович Степанов поможет в решении любых вопросов, связанных с компьютерной техников. Сайт мастера: http://www.evgeniystepanov.ru. Дополнительная информация: ОГРН 309026125000018, телефоны: +7495 5323613, 89261065432.

 
   
Просмотров: 3881 | Автор: | Добавил: Audiophile () | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2017