Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой программный плеер вы используете для прослушивания музыки?
Всего ответов: 4938
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
mpuzirew
» »

Пару слов о кроссоверах. foo_dsp_xover: программный кроссовер для foobar2000


20 Января 2013, 17:53

Пролог

По итогам опроса посетителей сайта о конфигурации их акустических систем выяснилось, что 75% пользователей используют двухканальную (стерео) акустику или наушники. Сразу скажу, что разделяю их предпочтения, однако большинство современных звуковых карт имеют целых 8 выходов. Т.е., фактически, 6 выходов обычно остаются неиспользованными. И вот, по счастливому стечению обстоятельств, в этой статье я как раз расскажу о том, какое полезное применение можно найти оставшимся шести каналам.

О кроссоверах и многополосной акустике

Многие из вас наверное слышали о многополосной акустике. Простейшим её примером являются системы 2.1, состоящие из сабвуфера и сателлитов. Сабвуфер выполняет роль низкочастотного звукоизлучателя, сателлиты же отвечают за средние и высокие частоты.


2.1 акустика Microlab M-113

Фактически, что происходит: в усилительном блоке стоит специальный разделяющий фильтр, называемый кроссовером. В случае с 2.1 системой он состоит из двух фильтров: фильтра низких частот (ФНЧ или lowpass) и фильтра высоких частот (ФВЧ или highpass). Первый фильтр пропускает только низкие частоты, т.е. частоты ниже заданной (например, <200 Гц), второй — только выше заданной. Естественно, первый фильтр предназначен для сабвуфера, второй — для сателлитов. При этом очень важно согласование двух фильтров по частоте среза — верхняя граничная частота ФНЧ в идеале должна равняться нижней граничной частоте ФВЧ, при этом срезы должны быть идеально крутыми (90 градусов на АЧХ). Чтобы внести большую ясность, давайте возьмем конкретный пример:

Перед вами АЧХ акустической системы Edifier S530, взятая из обзора на Tech-Labs. Темнозеленым обозначена АЧХ сабвуфера, светлее — АЧХ сателлитов. Очевидно, что граничная частота здесь — 150 Гц. Фильтры вполне неплохо согласованы, но не стоит забывать, что у динамических головок характеристики обычно далеко не идеальные, отсюда мы имеем некоторое рассогласование и, как результат, провал АЧХ в области частоты среза. Впрочем, провал в 3 дБ не является столь критичным и, вообще говоря, данная акустика имеет очень неплохие характеристики.

Зачем же нужен кроссовер и многополосная акустика? Дело в том, что покрыть весь слышимый диапазон частот (20-20000 Гц), используя лишь одну динамическую головку,и при этом получить достаточно равномерную АЧХ — это что-то из области фантастики. Каждый динамик имеет свои характеристики, свою специфическую АЧХ, резонансную частоту катушки, "механический резонанс" (резонансную частоту мембраны-диффузора). Потому каждый динамик может обеспечить равномерность передачи частот только лишь в каком-то узком диапазоне. Установив несколько динамиков, имеющих равномерность в области НЧ, СЧ и ВЧ соответственно, установив кроссовер и согласовав всё это по частотам, можно добиться достаточно ровной суммарной характеристики. Главным минусом такого приёма является сложность построения качественных фильтров и взаимного согласования динамиков.


Четырехполосная акустика JBL ES80

Кстати, если говорить о 2.1 системах, то зачастую такое решение направлено не на улучшение звучания, а скорее на удешевление системы. Обходятся всего лишь одним НЧ динамиком (т.к. в области низких частот ухо практически неспособно локализовать источник звука в пространстве), следовательно уменьшается себестоимость изделия.

Немного о реализациях фильтров и кроссоверов в частности. Как большинство обработчиков, они бывают аналоговыми (построенными на конденсаторах и катушках индуктивности) и цифровыми. Цифровые фильтры бывают аппаратными (выполненными на интегральной микросхеме) или же программными (выполняемыми в виде заданной программы на процессоре). Простейший аналоговый фильтр можно увидеть во многих двухполосных колонках (с НЧ/СЧ и ВЧ динамиком). Часто внутри колонки устанавливается конденсатор, включенный последовательно с ВЧ динамиком ("пищалкой"). Как известно, конденсатор не пропускает низкие частоты, т.е. является пассивным (т.к. не требует доп. питания) фильтром высоких частот.

Простейшим аналоговым кроссовером может выступать следующая схема:

Но, это всё прелюдия. Основной темой сегодняшней статьи будет цифровой программный кроссовер в виде плагина для всеми любимого плеера foobar2000.

foo_dsp_xover

С помощью данного плагина можно выполнить качественное разделение стерео сигнала на 2, 3 и 4 полосы (всего 4, 6 и 8 каналов соответственно). Такое решение идеально подойдет, если вы используете компьютер в качестве HTPC, музыкального центра или в качестве источника для автомобильной акустики.

Вот схема работы такого решения:

Как видно из схемы, Вам конечно же понадобится усилитель (например, ресивер) с соответствующим количеством каналов.

И так, скачать плагин Вы всегда можете на странице foobar2000 + плагины. Давайте разберемся с его настройками. Для лучшей наглядности я решил сделать видеоинструкцию.

Что еще можно добавить: в цепочке DSP кроссовер надо ставить строго перед ресемплером (если он требуется). После кроссовера должен стоять Advanced Limiter.

[Обсудить на форуме]

 
   
Категория: Авторские статьи | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 13671 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2016