Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой формат аудио вы предпочитаете для домашнего прослушивания?
Всего ответов: 3103
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
SirYozh
» »

ASUS против Creative в играх


06 Октября 2013, 00:36

Предыстория

Как известно, технология EAX (Environmental Audio Extensions), являющаяся расширением DirectSound3D, была разработана компанией Creative Labs и впервые представлена с выходом карты Sound Blaster Live! в 1998 году. На то время аппаратная обработка звука позволяла не только получить некоторые эффекты окружения, но также и разгрузить центральный процессор (который в противном случае сам выполнял обработку звука в соответствии с заложенными в игре алгоритмами). Этот момент активно использовался компаниями в ходе маркетинга.

Последняя версия EAX 5.0 впервые появилась в картах поколения X-Fi, выпускаемых с 2005-го года. Некоторые из карт X-Fi даже оснащались встроенной памятью размером 64 МБ (у других карт также было ОЗУ, но размером всего 2 Мб), что позволяло еще больше повысить быстродействие и производительность.

К сожалению, в дальнейшем аппаратная обработка звука потеряла свою актуальность. Во-первых это обусловлено тем, что современные многоядерные процессоры легко справляются с задачами обработки звука в режиме реального времени. Ну а когда в свет вышла ОС Windows Vista, и подсистема DirectSound канула в небытие, смысл тратить средства на разработку алгоритмов и устройств аппаратной обработки звука практически исчез. Кроме того, большинство пользователей к звучанию игр относится на порядок менее требовательно, чем к визуальным графическим эффектам.

Таким образом качественный звук в играх остался уделом лишь небольшой группы энтузиастов, и всего лишь одной из галочек в характеристиках той или иной звуковой карты. Остается радоваться хотя бы тому, что производители Creative, ASUS и Realtek позаботились (хоть и с различным успехом) о возможности получить аппаратное ускорение звука в новых ОС.

Creative, ASUS и Realtek

Итак, сегодня у меня в распоряжении одни из лучших представителей модельного ряда аудиокарт Creatve и ASUS — Creative X-Fi XtremeGamer и ASUS Xonar Essence STX.

Картами фирмы Creative я пользуюсь очень продолжительное время. Помнится, моя первая интегрированная карта даже не могла раскачать наушники с импедансом 32 Ом — звук был тихим, а всё что ниже 100 Гц - отсутствовало напрочь. По совету одногруппников «купить любую дискретную карту» и по счастливому стечению обстоятельств, я приобрел тогда за 32$ карту SoundBlaster Audigy SE. Звучала она на порядок лучше встроенной, да еще и обладала поддержкой EAX 3.0, которая с обновлением драйверов расширялась до 4.0. Поддержка хоть и не аппаратная, но с технологией EAX я познакомился именно так. Затем была карта Audigy 2 Value, которую я купил на барахолке. Она уже поддерживала полноценную аппаратную обработку звука (также EAX 4.0).

В 2007 году я наконец приобрел венец творения Creative — карту с чипом X-Fi. Тогда я в общем-то и начал обращать пристальное внимание на 3D звук в играх.

Итак, вышла Vista, аппаратная обработка звука канула в лету вместе с DirectSound. Но разработчики аудиокарт нашли выход из этого положения — использовать OpenAL. Creative выпустила ALchemy, даже Realtek соорудили утилиту 3DSoundBack. ASUS также воспользовались OpenAL, но реализовали всё это дело несколько иначе. О том, что у них получилось — далее.

Windows XP

Ситуация оказалась весьма интересной. Начнем с Windows XP, где карты должны работать без всяких мостов, непосредственно через DirectSound. Для X-Fi RightMark докладывает о поддержке всех версий EAX вплоть до 5 со 128 буферами через оба интерфейса (DS и OpenAL):

Device: SB X-Fi Audio [EC00] (ctaud2k.sys)

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 1
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 128
dwMaxHwMixingStaticBuffers 128
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 128
dwMaxHw3DAllBuffers 128
dwMaxHw3DStaticBuffers 128
dwMaxHw3DStreamingBuffers 128


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0




Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

Тоже самое говорит и AIDA64:

Для Xonar Essence STX в обычном режиме ситуация следующая. RightMark также показывает поддержку всех версий EAX со 128 буферами:

Device: ASUS Xonar Essence STX Audio (cmudaxp.sys)

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0


Device: ASUS Xonar Essence STX Audio
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

AIDA64 же показывает поддержку только до EAX 2.0 в режиме DS, и дополнительно эмуляцию EAX 3.0 и 4.0 (но всего 64 буфера) для OpenAL:

Теперь включим режим GX в панели карты. В RightMark результаты не изменились:

Device: ASUS Xonar Essence STX Audio (cmudaxp.sys)

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0





Device: ASUS Xonar Essence STX Audio
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

AIDA64 теперь для DirectSound показывает дополнительно поддержку EAX 5.0 (3 и 4 не поддерживаются!):

Для OpenAL устройства также появилась поддержка EAX 5.0:

Теперь что касается реальной ситуации с EAX. Очевидно, данные из RightMark оказались неверными — на деле карта поддерживает только EAX 1.0 и 2.0 без режима GX, а вот EAX 5.0 поддерживает очень небольшое количество игр. Таким образом Medieval II: Total War, работавший на X-Fi в режиме EAX 4.0, на ASUS заработал только с EAX 2.0.

Еще одним сюрпризом стало то, что после установки карты ASUS игра перестала определять поддержку EAX (любой версии) у X-Fi. Хотя тот же RightMark 3DSound Positioning Accuracy test успешно работает в режиме EAX 4.0.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat, работающий через OpenAL с поддержкой EAX 5.0, в режиме GX под XP работает некорректно (отсутствуют некоторые звуки).

Windows 7

Теперь посмотрим, как обстоят дела под Windows 7. Для карты X-Fi без использования Creative ALchemy поддержка EAX (всех версий) есть только через OpenAL:

Device: Динамики (2- Creative SB X-Fi) ({0.0.0.00000000}.{8bbfd6e2-e337-4e2d-8ee8-059774f0372a})

Features:
Device has not enough hardware 2D buffers
Device has not enough hardware 3D buffers
EAX 1.0: N/A
EAX 2.0: N/A
EAX 3.0: N/A
EAX 4.0: N/A
EAX 5.0: N/A


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 200000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0


Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

При подключении к приложению библиотеки Alchemy появляется поддержка четырех версий EAX для устройства DirectSound:

Device: Динамики (2- Creative SB X-Fi) (ct_oal.dll)

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: N/A


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 1
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 121
dwFreeHw3DStaticBuffers 121
dwFreeHw3DStreamingBuffers 121
dwFreeHwMixingAllBuffers 121
dwFreeHwMixingStaticBuffers 121
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 121


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 128
dwMaxHwMixingStaticBuffers 128
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 128
dwMaxHw3DAllBuffers 128
dwMaxHw3DStaticBuffers 128
dwMaxHw3DStreamingBuffers 128


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

Что касается поддержки 5.0 — устройству вовсе необязательно о ней сообщать, так как в картах X-Fi расширения 5.0 включаются вручную в панели (X-Fi CMSS 3D, MacroFX, Elevation Filter) и работают во всех приложениях, использующих DirectSound 3D.

Под Windows 7 на X-Fi с EAX прекрасно работают все игры, в т.ч. Medieval II (через Алхимию) и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (OpenAL). Но, к сожалению, некоторые игры (например, Rome II: Total War) отказываются подхватывать файл ALchemy, и в итоге звук мимо микшера Windows Audio Session пустить не удаётся. Таким образом, даже при установке в игре многоканального звука, сводиться в стерео он будет операционной системой.

Для карты ASUS RightMark, опять же, даже в обычном режиме, по непонятным причинам показывает поддержку всех версий EAX — как через DS, так и через OpenAL:

Device: Динамики (ASUS Xonar Essence STX Audio Device) ({0.0.0.00000000}.{ec672047-d48e-4cf1-ad84-ee228e5d188e})

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0


Device: ASUS Xonar Essence STX Audio Device
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A


AIDA64 отображает более реальные данные. Отсутствие аппаратного ускорения через DS:

И поддержка EAX 1.0/2.0, а также эмуляция 3.0/4.0 (как на XP):

В таком режиме аппаратное ускорение звука в играх не работает вообще, за исключением тех, что используют непосредственно OpenAL.

В режиме GX RightMark сообщает всё те же данные, не вполне отражающие реальное положение вещей:

Device: Динамики (ASUS Xonar Essence STX Audio Device) ({0.0.0.00000000}.{ec672047-d48e-4cf1-ad84-ee228e5d188e})

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available


Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000


Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128


Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129


Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0


Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

AIDA64 теперь отображает ускорение и поддержку EAX, EAX 2.0/5.0 для интерфейса DS и дополнительно поддержку EAX 5.0 для OpenAL:

Ситуация в играх следующая. Medieval II работает в режиме EAX 2.0 при включенном GX. Сталкер в режиме GX ведет себя весьма странно — еще в меню появляются фоновые шумы, а при старте игры звук вообще пропадает.

Однако, у ASUS под Windows 7 есть одно преимущество. В панели управления картой имеется отедльный выбор количества каналов, сообщаемого ОС (сама карта стерео и имеет физически только два канала). Таким образом можно сообщать играм о поддержке звука 5.1, пропускать многоканальный поток через ОС, а затем сводить звук в стерео алгоритмами звуковой карты (с использованием технологий Dolby). Эта возможность оказалась очень полезной для Rome II, который отказался подхватывать файл ALchemy (а на X-Fi настройки конфигурации каналов синхронизируются с количеством каналов в ОС), и потому в эту игру приятней играть с использованием карты ASUS.

В целом, для ASUS можно отметить довольно неплохое позиционирование и локализацию источников в пространстве, хотя у X-Fi из-за технологий, входящих в EAX 5.0, позицинирование несколько лучше.

И, опять же, как и на XP, драйвера карты ASUS вошли в конфликт с X-Fi (видимо, эо связано с совместным использованием OpenAL) и теперь в том же Medieval II EAX для X-Fi недоступен даже при подключении ALchemy.

Итог

Таким образом мы имеем весьма странную поддержу EAX у карты ASUS Xonar Essence STX. Полноценно поддерживается только первая и вторая версии EAX, 3-я и 4-я работают только в режиме эмуляции, и только под OpenAL, что делает их использованием невозможным в играх работающих через DirectSound. Поддержка 5.0 включается в специальном режиме GX, но и она весьма сомнительная, учитывая странные неполадки в том же Сталкере.

С учетом всего вышеописанного, можно сказать, что карты ASUS совершенно не могут составить конкуренцию Creatiive X-Fi в играх. Единственным преимуществом ASUS оказалось возможность отдельной установки количества динамиков для ОС Windows Vista/7/8.

Также надо отметить недостоверность результатов, сообщаемых программой RightMark 3DSound CPU Utilization test для звуковой карты ASUS.


Информация от спонсора

RadioPotok.ru: потоковое аудио и видео, онлайн. Здесь Вы можете смотреть видеоклипы онлайн. Лучшие клипы, новинки, популярные — всё в одном месте.

 
   
Категория: Авторские статьи | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 9961 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 1
Всего комментариев: 12
[10] sergbill   (18 Ноября 2013 02:15)
да на кой тот EAX нужен, в новых играх не используется., всё что нужно современным играм - качественный стерео либо 5.1 - 7.1 вывод звука. по моим наблюдениям в BF3 Xonar DG при включении dolby 7.1 в наушники прекрасно позиционирует звук. слышно все направления, включая верх - низ. включение кнопки GX ничего не меняет в данном случае.

[11] Audiophile   (18 Ноября 2013 11:04)
Вообще-то 7.1 сам по себе не способен обеспечить позиционирование по вертикали.

[12] sergbill   (18 Ноября 2013 14:48)
я про режим dolby headphone в наушниках, направление по вертикали звуковой движок игры задаёт, сам по себе этот режим и не нужен, но в данной игре более объёмный звук с ним, точнее позиционирование. в CS 1.6 например наборот, нужно обыкновенное стерео, EAX в настройках игры включать противопоказано даже с креативами, и в простом стереорежиме перед-зад определяется отлично, долби также включать не желательно.

[9] Advokatvlad   (10 Октября 2013 20:29)
Короче, X-Fi пока рулит, но ZxR я считаю лучше уже Titanium  pardon

[7] ins   (09 Октября 2013 12:25)
Какой EAX, зачем он - его уже 10 лет как никто не использует. dont_know

[8] Audiophile   (10 Октября 2013 11:47)
Вот это и печально.

[1] sergejholod   (07 Октября 2013 19:05)
в играх надо сравнивать вот эту Asus ROG Xonar Phoebus . а это стерео карта заточена сугубо для прослушки музыки ИМХА. Хотя включая кнопку GAME на панельке, звук просто чудесный становится обьемный и глубокий. FAR CRY 3 просто адовомесиво ))

-----------------------------------------------

не ну это я конечно завернул насчет Phoebus, я думал X-FI GAMER дорогая карта. У Creative что то нету геймерского премиум решения как я понял.

[2] Audiophile   (08 Октября 2013 13:11)
Ну и что в ней такого? Аппаратной поддержки EAX всё равно нет, всё работает через тот же GX.

Цитата
У Creative что то нету геймерского премиум решения как я понял.


Это в смысле карта за 250 у.е. в красивой коробочке? цена что-то решает?

У Creative самая топовая для геймеров - X-Fi Titanium Fatality Pro
http://support.creative.com/Product....+Series

Но по возможностям в играх она не далеко от XtremeGamer ушла. там всё тот же чип X-Fi с теми же алгоритмами.

[3] sergejholod   (08 Октября 2013 13:20)
не ну коробочки коробочками, а основную цену формируют сигнал/шум и примочки типа

Dolby Home Theater v4
Smart Volume Normalizer
Xear Surround
Magic Voice
FlexBass
GX 3.0 Game Audio Engine

или я не прав?

+1   Спам
[4] Audiophile   (08 Октября 2013 13:27)
Это лишь громкие названия, придуманные маркетологами. GX - это подключение через OpenAL, которое у ASUS работает криво. А пространственная локализация у них основана на алгоритмах Dolby.

У Creative тоже хватает технологий (только названия другие само собой).

[5] sergejholod   (08 Октября 2013 13:32)
ясно, буду знать. Спасибо!

одному мне кажется, что у карточек ASUS слишком многое работает криво?  pardon

я вот внешнюю уже "боюсь" от них брать  scratch

+1   Спам
[6] Audiophile   (08 Октября 2013 13:37)
Ну, STX не порадовала. Будут еще подопытные - будут обзоры.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2017