Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой битрейт (средний) вы считаете оптимальным для lossy кодирования?
Всего ответов: 5881
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» »

О технологиях Creative X-Fi: 24-bit Crystalizer и CMSS-3D


05 Августа 2012, 00:15

24-bit Crystalizer

После справедливых упрёков в адрес рекламы 24-битных карт предыдущего поколения, касающихся ненужности 24 бит для прослушивания 16-битных CD и MP3 (обычно составляющих 99,9% среди цифровых записей современного меломана), маркетологи Creative в срочном порядке изобрели технологию, использующую 24 бит в реальной жизни. Встречайте 24-bit Crystalizer!

Прежде чем ознакомиться с технологией на деле, я прочитал и услышал рекордное число псевдонаучной белиберды и откровенных небылиц.

Самую забавную фразу я прочел на сайте Creative, где приписывали технологии воссоздание из MP3 фонограммы качеством выше, чем было в оригинале на CD, ещё до сжатия в MP3. Эта фраза воистину изобретение маркетологов, которые имеют какое-то своё, альтернативное представления о качестве.

Технология преподносится под соусом расширения динамического диапазона 16-битных записей до диапазона 24 бит, за счёт некоего интеллектуального анализа записи и возвращения ей утраченных в процессе преобразований детальности, и компенсации компромиссов, возникающих на стадии мастеринга.

На практике, менее чем через минуту после прослушивания мне стало ясно, что собой представляет Crystalizer. Технология сродни тому, что мы видели у Intel с HDA, в их комплектном софте Intel Audio Studio.

Действительно, с фонограммой производят ремастеринг с помощью "широко известного в узких кругах" мастерингового плагина, под названием "многополосный компрессор". Чтобы на 100% убедиться в своей правоте, я сравнил работу Crystalizer с тремя мастеринговыми многополосными компрессорами: Waves LinMB, iZotope Ozone, Steinberg MultiBand Compressor. При включении этих плагинов характер звука меняется аналогично включению Crystalizer.

Чтобы удостовериться на все 200%, я протестировал Crystalizer нашей программой RMAA и сопоставил с результатами Waves LinMB Linear Phase MultiBand compressor (со стандартным пресетом Low-Level Enhancer — сообщаю для тех, кто захочет повторить измерения). Тесты были проведены с настройкой Crystalizer по умолчанию, в среднем положении.



Обратите внимание на эквализацию АЧХ и большие интермодуляционные искажения — по измерениям характер воздействия плагинов аналогичен. Однако на слух ситуация намного лучше. Это связано с тем, что характер музыкального сигнала отличается от тестового. Согласно психоакустике, перегрузка менее 6 мс человеком не фиксируется, а качественный компрессор не допускает длительной перегрузки, оперативно снижая уровень сигнала, что регулируется временем атаки.

Можно найти аналогию технологии Crystalizer в мире цифровой фотографии. Предположим, появляется некий плагин, который переводит JPEG, полученный сжатием из некоего качественного TIF, в формат 16-бит на цвет, затем поджимает уровни (грубо говоря, повышает яркость/контрастность) и резкость на 10-20% в некой зависимости от исходника. Готово! Получаем новый гениальный "48-bit Picturelizer", который делает JPEG лучше исходных TIF. Внимание, вопрос: в каком случае качество будет лучше? Правильно, только в случае, если JPEG обладает запасом по качеству для подобных надругательств, а устройство отображение имеет проблемы с передачей самых светлых и самых темных полутонов исходного изображения.

В звуке ситуация с MP3 и WAV примерно такая же, однако есть и разница. В мастеринговых студиях применяется весьма дорогостоящее оборудование, анализирующее исходный файл не в реальном времени, а с некоторым забеганием вперёд или даже не в один проход, с применением точности вычислений не 24 бит, а 64 бит с плавающей запятой. Далее, параметры мастеринговой компрессии должны кропотливо подстраиваться индивидуально под каждую запись на высококачественных контрольных мониторах среднего и дальнего поля. Доверять аналогичную функцию автомату в реальном времени и говорить о превосходстве над студийным результатом — самонадеянно. В финальной же стадии мастеринга проходит этап формирования психоакустического распределения шумов дизеринга (нойз-шейпинг), что на слух превращает 16-битную запись в 20-битную, так что остаётся лишь побитно переслать запись на входной интерфейс ЦАПов. Любое вмешательство в этот процесс пагубно отражается на качестве, и уж из MP3-записи первоначальную фонограмму превзойти никак не удастся, а многополосная компрессия может до неузнаваемости исказить тональный баланс и привести к перераспределению энергетики сигнала, что вызовет перегрузку на высоких или низких частотах.

Другое дело, если мы ведём разговор о посредственной бытовой акустике с ограниченным динамическим диапазоном и ущербной АЧХ, так что даже самый примитивный регулятор тембра субъективно существенно повышает комфортность восприятия. В таком случае дополнительная полосовая компрессия высоких и низких частот облегчает восприятие фонограммы через данные конкретные колонки, особенно в сочетании с умеренно поджатой исходной фонограммой, с меньшей агрессивностью (соотношение пиковой мощности к среднему значению). В этом случае итоговые искажения от обработки не превзойдут искажения воспроизводящего тракта.

Так и обстояло дело на практике. На недорогих активных стереоколонках некоторые записи субъективно звучали разборчивее, хотя и c большей агрессией. На качественной акустике (студийных мониторах и Hi-Fi колонках среднего класса) я без труда нашел несколько MP3, а также оригинальных CD, качество которых Crystalizer существенно ухудшал, так что была слышна перегрузка, либо звук делался излишне агрессивным, что приводило к быстрому утомлению от прослушивания.

При измерениях выяснилось, что кроме многополосной компрессии сигнала осуществляется поднятие уровня примерно на 3 дБ. Так что любые тихие записи будут казаться субъективно лучше даже без действия компрессора.

Таким образом, 24-bit Crystalizer пойдет на пользу обладателям недорогой акустики или бюджетных наушников, что практически автоматом означает недостаток НЧ и ВЧ, а также проблемы с детальностью СЧ. Для обладателей качественной акустики хорошая новость в том, что данная технология легко отключается.

Технология 24-bit Crystalizer вполне имеет право на жизнь, однако сама подача, с выдачей желаемого за действительное, совершенно не радует. В реальности Crystalizer не расширяет, а сужает динамический диапазон, а 24 бита действительно используются, но только для того, чтобы не накапливалась ошибка округления (это нормальная практика, ни один современный DSP не работает в том же разрешении, что и исходные данные).

СMSS-3D

Технология CMSS-3D призвана решить основную проблему молодого поколения пользователей многоканальных звуковых карт: "У меня 5.1 набор колонок. В фильмах всё классно, но в MP3 играют только 2 фронтальные колонки! А я хочу, чтобы все!!!"

Как было сказано выше, технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Используются разработки и патенты IRCAM, UC Davis, Aureal, Sensaura и Creative's Advanced Technology Center.

CMSS-3D виртуализирует источник звука любой канальности на любое устройство, таким образом, обеспечивается:

  • CMSS-3DHeadphone: объемное звучание в наушниках;
  • CMSS-3DVirtual: объемное звучание в стереоколонках;
  • CMSS-3DSurround: конвертация стерео в многоканальный звук;
  • CMSS-3DInteractive: 3D-звук из нескольких источников.

Тестирование проводилось в наушниках Sennheiser HD600. Была выявлена проблема двойного наложения эффектов виртуализации, с ухудшением эффекта объемности. Дело в том, что все музыкальные записи последних лет уже содержат в той или иной мере расширение стереопанорамы, так что результат может оказаться неожиданным.

В то же время, демонстрационный файл "The Rising of the Sun" с CD "Essential Anuna", содержащий практически сырое стерео, показал хорошие результаты, и даже превосходство над технологией DolbyHeadphones.

Помимо музыки, технология CMSS-3D может использоваться и в играх. В этом случае игра рассчитывает трехмерный звук на 5.1 колонки, а CMSS-3DHeadphone преобразует многоканальный звук в объемное звучание в наушниках.

 
   
Категория: Звуковые карты | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 12378 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2017