Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой формат аудио вы предпочитаете для домашнего прослушивания?
Всего ответов: 3039
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» »

Про технологию HDCD. Настоящие и фейковые HDCD


01 Ноября 2013, 13:16

О формате

HDCD (High Definition Compatible Digital) представляет собой технологию, так сказать, «сверх-кодирования», которая позволяет расширить возможности стандартного формата Audio CD (16 бит, 44.1 кГц), а именно его динамический диапазон. Данные остаются всё в том же формате PCM, 16 бит на семпл, однако при их создании в младшие биты также записывается HDCD сигнатура и служебная информация для расширения динамического диапазона записи. Эти диски будут нормально проигрываться и на оборудовании без поддержки технологии HDCD, но динамический диапазон при этом будет обычным. Декодеры же с поддержкой HDCD будут считывать служебную информацию и выполнять увеличение громкости, когда это необходимо.

HDCD базируется на двух технологиях — Peak Extension и Low Level Extension, которые предназначены для динамического увеличения и уменьшения громкости от -7.5 до +6 дБ. Так как в результате усиления пики сигнала могут выходить за 0 dBFS, декодер обычно выполняет предварительное понижение громкости всей записи на 6 дБ.

Кроме того, стандарт HDCD включает в себя информативный флаг Transient Filter. Он указывает на использование аналого-цифровым преобразователем специального фильтра. Дополнительного декодирования эта технология не требует.

Как проиграть HDCD

Для воспроизведения HDCD я советую использовать foobar2000 с установленным плагином HDCD Decoder. Всё это можно найти на странице foobar2000 + плагины. foobar2000 позволяет легко определить, является ли диск (или рип) HDCD, а также узнать, какие технологии были использованы при его кодировании. Стоит отметить, что в природе очень много дисков, имеющих HDCD сигнатуру, но в которых не используется ни одна из технологий. Это происходит потому, что АЦП, поддерживающие кодирование в HDCD, записывают соответствующую сигнатуру в цифровой поток в независимости от того, использовалась ли в данном случае технология HDCD или нет.

Как отличить HDCD, как определить фейк

Чтобы определить, содержит ли аудио HDCD слой, и является ли оно настоящим HDCD, достаточно добавить трек в плейлист foobar2000, нажать на нем правой кнопкой и выбрать Utilities->Scan for HDCD tracks.

Диск на скриншоте содержит HDCD сигнатуру, но на самом деле является фейковым, т.к. ни одна из технологий не используется.

А вот на этом диске используется Transient filter (Intermittent означает, что фильтр используется выборочно). Но, как я уже сказал, никакого специального декодирования эта технология не требует, а потому данный HDCD тоже можно считать фейковым — без HDCD декодера он будет играть точно так же, как и с ним. Единственное что — если в настройках декодера HDCD включено понижение громкости всех треков с HDCD сигнатурой, с декодером этот диск будет играть тише. Кстати, рекомендую включить уменьшение громкости только для аудио с Peak Extension:

Ну и, наконец, настоящий HDCD:

В данном случае используется технология Peak Extension. Например, если декодировать первый трек без понижения громкости, его пик составит 1.164708 (определяется ReplayGain сканером плеера), что соответствует +1.3 dBFS. Таким образом, без понижения громкости может возникнуть клиппинг.

Как это работает

Проведем небольшое исследование. Выполним декодирование трека с HDCD декодером в формате 32 бита с плавающей точкой (установив галку Enable decode postprocessing), затем без HDCD декодера в формате 16 бит, нормализуем полученные файлы до 0 dBFS и сравним их.

Без применения понижения уровня, средняя громкость обоих треков одинакова. В данном случае имеется ввиду реальная громкость, воспринимаемая на слух. У трека полученного с HDCD декодером пик превышает 0 dBFS на 1.3 dB, давайте попробуем нормализовать оба трека под 0 dBFS.

Теперь, при одинаковом пиковом уровне громкость 16-битного файла получилась больше примерно на 1.7 дБ (т.к. его громкость мы увеличили, а громкость HDCD уменьшили).

А теперь посмотрим, что нам скажет Adobe Audition о динамическом диапазоне данных треков.

Итак, мы действительно видим повышение абсолютного динамического диапазона на целых 19 децибел. Однако обратите внимание: значение Dynamic Range Used практически не изменилось. Это говорит о том, что расширена была динамика лишь небольших участков. Или же было произведено что-то вроде занижения громкости в паузах (в общем-то понижение шумов в паузах имело бы некий смысл). Однако видно, что общая динамика трека осталась практически неизменной. В принципе, это логично, ведь иначе бы запись стала просто по-иному звучать, т.е. испортилась бы задумка звукорежиссера.

А вот Dynamic Range Meter в foobar2000 говорит о повышении актуального динамического диапазона с 7 до 9 дБ.

Кому здесь верить — сказать сложно. После выравнивания громкости обоих треков отличить их между собой в слепом тесте мне не удалось. Впрочем, кое-что прояснил разностный файл источника и декодированного потока (трек Mark Knopfler — Do America). Как вы можете убедиться, он содержит лишь выборочные всплески с широким спектром (почти что транзиенты). Вероятно, они должны каким-то образом улучшать динамику резких звуков, повышая их мощность. Но, опять же, на слух я этого не уловил. Да оно и ясно, ведь запись создавалась из high-res источника, а отличить те же 24 бита от 16 на 99.9% живой музыки невозможно.


Информация от спонсора

ALTELL: инновации IT и безопасность. Последние разработки в сфере систем обнаружения вторжений (IDPS, Intrusion detection/prevention system). Здесь Вы можете приобрести новейшую IDS систему. Бесплатное тестирование, сертификация.

 
   
Категория: Авторские статьи | Автор: | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 10788 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 1
Всего комментариев: 1
[1] maxim-b   (30 Января 2014 22:47)
Audiophile, не подскажите, а что означает столбец Subsong?

Возник такой момент - есть скаченный образ ape image+cue. После сканировании на HDCD треки в этом столбце у всех треков есть цифровое значение.
После конвертации во flac tracks+cue при помощи CUETools сканирую полученные треки и получаю во всех строчках 0.
Ради эксперимента конвертнул во flac image+cue, в результате во всех строчках опять есть цифровые значения но они отличаются от тех, что были в оригинале.

Спустя время немного добавлю – если открывать полученные треки flac как треками то значение Subsong везде равно нулю. Если отрыть при помощи cue то в Subsong есть цифровые значения, но они могут отличаться от оригинала. Вот скриншот:


Понимаю, что это фейковый HDCD, просто хочется разобраться в значении Subsong. И теряется ли какая то информация при конверте из одного формата в другой?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2017