Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой lossless кодек вы предпочитаете?
Всего ответов: 3564
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
»

MQA: потоковый Hi-Fi?


03 Июня 2015, 09:54

Главное правило современной экономики и коммерции: если потребности нет, её необходимо создать. Иначе говоря, если потребителей всё устраивает и им ничего не нужно, то необходимо любыми ухищрениями убедить этих людей, что они просто обязаны приобрести что-то ещё.

В конце прошлого — начале нынешнего года интернет облетела весть об очередном «революционном» звуковом формате от Meridian Audio (британский производитель Hi-Fi аудио).

Первую порцию антинаучно-гуманитарных бредней мы получаем уже в видео-презентации на официальном сайте продукта MQA: о том, как невозможно передать все нюансы живой музыки в «мёртвом» цифровом представлении, сколько нюансов теряется во время различных преобразований и т. д. — очень старая песня, которую издавна поют и фанаты винила, и ярые защитники тёплого лампового, и вообще всякие технически неподкованные/неадекватные индивиды.

И вот, респектабельного вида дяденьки, инженеры, музыканты с мировым именем заставили обывателя поверить, что обычный Audio CD (не говоря уже о lossless, которые сужают стереопанораму, и уж тем более о любых lossy форматах, неизбежно замыливающих звучание) ну никак не способен передать всю гамму чувств, вкладываемую музыкантом в своё творение, донести все аспекты живого звука. Именно под этим соусом до сих пор успешно продвигаются форматы с шестизначными значениями частоты дискретизации и разрядностью 24, 32, 64 бита. Главный аргумент в пользу их использования — «человеческий слух — штука тонкая, никто не знает, как он работает». Впрочем, да, как раз таким коммерсантам удобнее было бы, если бы психоакустики не существовало как таковой — тогда цифры каждые несколько лет можно было бы просто увеличивать в полтора—два раза, и успех продаж гарантирован.

Итак, давайте взглянем поближе, так сказать, заглянем внутрь нового детища Meridian Audio. В этом нам поможет статья главреда «самого авторитетного аудио-журнала Stereophile» I've Heard the Future of Streaming: Meridian's MQA; для сугубо русско-говорящих и читающих есть также перевод статьи: Я услышал будущее потокового аудио — Meridian MQA. Но прежде, чем вы приступите к прочтению, чтобы читать было интересней (а главное — веселей), очень рекомендую ознакомиться со статьей Монти Монтгомери (Xiph.org) о загрузках в формате 192/24 и прочем «хай-фае» — для тех, кто ещё не читал.

Итак, я не буду дублировать описание приведённое в статье, оно изложено вполне доходчиво и вообще, на первый взгляд всё вполне складно и логично. Но я хочу обратить ваше внимание на несколько моментов:

  1. «...требуется иметь частоту дискретизации >96кГц для того, чтобы закодировать всю музыкальную информацию в этой записи»

    — автор называет музыкальной информацией буквально весь спектр акустических колебаний, генерируемых музыкальным инструментом. Однако на графике очевидно, что большая часть информации лежит в ультразвуковом (звуковой диапазон по определению — это частоты ниже 20 кГц), неслышимом диапазоне, и потому едва ли может называться музыкальной.

  2. «...при каждом удвоении частоты дискретизации PCM <...> имеется небольшое улучшение в качестве звука...»

    — снова подмена понятий. Вместо перцепционного (воспринимаемого) качества звучания здесь говорится о качестве передачи сигнала, с чисто технической точки зрения.

  3. Создатель формата говорит, что CDDA не способен обеспечить сохранение временной структуры аудио, и этим обуславливается «смазывание» звучания по времени.

    — Вообще говоря, частота дискретизации 44100 Гц обеспечивает временную неопределённость около ±11 мкс (половина от шага дискретизации — 1/44100); в то же время, по результатам последних исследований, минимальный порог временной чувствительности к групповому времени задержки находится в пределах 1—2 мс (И. Алдошина, «Основы психоакустики»).

  4. «4-битовый файл MQA с частотой дискретизации 48 кГц содержит всю информацию, соответствующую исходной записи музыкального сигнала с частотой дискретизации 192 кГц. Однако вы не получаете это бесплатно: данные, расположенные выше основного диапазона Fs, упаковываются существенно ниже уровня шума в записи, с использованием субтрактивного дизеринга (subtractive dither – подмешивания с вычитанием), в области информационного пространства, которая все равно была бы занята случайными сигналами, и это не имеет заметных на слух последствий»

    — фактически автор намекает, что данный алгоритм кодирование вносит необратимые искажения в форму сигнала. Здесь ситуация аналогична технологии HDCD: часть данных упаковывается, и результирующий код помещается в младшие разряды, в результате представляя собой шумовой сигнал с очень низкой амплитудой. Но ведь здесь теряется сама суть аудиофилии: как же бескомпромиссная непорочность звука? Если аудиофил параноит насчёт ультра-звука, то почему бы ему не параноить по поводу ухудшения динамического диапазона (пусть даже со 144 до 120 дБ, для параноиков это всё равно повод)?

Далее в статье излагается, как это часто бывает, весьма сомнительное теоретическое обоснование необходимости кодирования ультразвуковых частот и восторженные субъективные впечатления автора от прослушивания, конечно же на 100% представляющие собой пример легкой внушаемости и эффекта плацебо.

Итак, что можно сказать: идея очень хороша, но исключительно в рамках задачи «передача широкополосного сигнала при ограниченной частоте дискретизации и сохранении обратной совместимости с PCM». Какого-либо существенного улучшения воспринимаемого качества потоковой передачи эта технология конечно же не вносит, как не дают улучшения и hi-res форматы по сравнению с качественными Audio CD. В общем, все бы эти усилия — да в правильное русло...

И ведь здесь мало кто догадывается, что реальные эффективные разработки происходят в рамках таких скромных (но многообещающих) проектов, как Opus. И в то время, как элементы технологий Xiph.org внедряются в такие продукты, как Skype, сервисы Youtube, и помогают реально увеличить качество воспринимаемого аудио, всё, к чему приводят разработки подобные рассматриваемой в данной статье — это десятки тысяч долларов, потраченные только ради значка вроде «Supports MQA» на панельке новой хай-фай системы.


Информация от спонсора

RECsquare: студия производства рекламы. На сайте http://recsquare.ru/ Вы можете ознакомиться с широким спектром услуг компании: студия RECsquare специализируется на производстве аудио- и видео-рекламы с использованием современных технологий.

 
   
Просмотров: 5527 | Автор: | Добавил: Audiophile () | Рейтинг: 4.8/5, голосов: 6
Всего комментариев: 15
[14] IronAngel72   (21 Июня 2015 22:11)
Некоторая аналогия с магнитной записью. При подмешивании высокочастотного сигнала (подмагничивание) запись происходит более качественно. В нормальном диапазоне. Еще вспомним систему динамического подмагничивания ... . Я говорю о датчиках в ухе человека. Под воздействием ультразвука возможно они иначе воспринимают звуковые колебания.

+2  
[15] Audiophile   (22 Июня 2015 08:29)
Невозможно проводить аналогию между записью цифровых данных на оптический диск и аналоговых данных на магнитную ленту. Это абсурд.

[12] Solm52   (21 Июня 2015 13:03)
Очень перспективная идея. Математической модели ухо-мозг нет. Наше ухо -набор резонаторов-датчиков с множеством параллельных каналов связи с мозгом. Обработка сигналов происходит параллельно. Мозг запросто может реагировать на изменения сигналов от разных резонаторов. То есть мозг анализирует изменение частот независимо от максимально различимой частоты верхнего резонатора. Тут иной физический принцип.

+2  
[13] Audiophile   (21 Июня 2015 17:45)
Каждый датчик настроен на свою частоту, есть датчик для максимальной частоты. При подаче частоты больше этой - ни один датчик не отреагирует. Что же тогда мозг будет принимать, если сигнал с датчиков не поступает?

[10] IronAngel72   (20 Июня 2015 15:14)
Выскажу предположение. Ультразвук не слышим в явном виде но стимулирует восприятие звука в слышимом диапазоне.

+3  
[11] Audiophile   (20 Июня 2015 15:47)
И как это мы все раньше не догадались. Вы просто гений человечества.

Осталось только доказать - http://audiophilesoft.ru/publ/my/abx/11-1-0-37

[8] IronAngel72   (19 Июня 2015 08:58)
И качество преобразователя не имеет никакого значения ?

0  
[9] Audiophile   (19 Июня 2015 11:25)
Ну здрасте, как же это. Соотношение сигнал/шум, нестабильность частоты (это к генератору относится) - реальные параметры.

[6] IronAngel72   (17 Июня 2015 23:21)
А в каких условиях работает обыкновенный ЦАП ? Ему не помешает подать избыточную информацию для облегчения работы (ультразвук это уже попутно).

+1  
[7] Audiophile   (18 Июня 2015 09:32)
Не помешает, но и не поможет.

[2] RCDriver   (16 Июня 2015 18:33)
Дык послушать надо сначала, а уж потом и оценим.
Я вот фанат винила. Но и к фубару отношусь с уважением. Играет он много лучше, чем прочие мне известные.
Но я пока я не нашел в сети рип-файлов, которые бы обыграли точь такой-же мой винил.
Многие и разницу между CD и SACD не слышат на своих аппаратах. Я вот слышу и покупаю суперСД.
Подождем - послушаем.

+1  
[3] Audiophile   (16 Июня 2015 22:29)
Ахах, повеселили.

[4] RCDriver   (16 Июня 2015 22:45)
Что же тут веселого, когда в инете нет, как правило, качественного контента.
Если знаете адреса-явки за недорого - прошу сообщить.
А тролить тех, кто слушает винил и ламповую технику - глупо.

+1  
[5] Audiophile   (17 Июня 2015 07:17)
Глупо с ними спорить всерьёз. А троллить — сколько угодно :)

+9   Спам
[1] domician   (04 Июня 2015 15:46)
Meridian Audio молодцы. Освобождать придурков от денег - дело святое.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2016