После громкого анонса, в репортаже с которого мы осветили основные технические характеристики нового чипа и устройств, пришло время поделится впечатлениями. Благо, эмбарго на эту информацию уже снято.
PCI-плата SB0460 является младшей в линейке нового семейства X-Fi от Creative. Уже скоро она появится в продаже как отдельно под названием X-Fi Xtreme Music ($130), так и в качестве части более дорогого комплекта X-Fi Platinum (~$200), где дополнительно предусмотрены внешний рэковый блок и пульт дистанционного управления.
Комплект X-Fi Platinum (~$200)
В основе технологической новинки "X-Fi" стоит сразу несколько уникальных для пользовательского рынка идей, главная из которых состоит в использовании мощного звукового процессора на борту платы (по существу, в бюджетном диапазоне он не имеет ни конкурентов, ни аналогов). При этом специальная система драйверов позволяет использовать данный процессор в трех ключевых переключающихся режимах - развлечения (Entertainment), игры (Games) и профессиональное создание музыки (Creation). Они существенно различаются между собой, и если, например, для профессионального аудиопроизводства во главу угла ставятся качество оцифровки и работа со звуком с высоким разрешением, то для игр установлены другие приоритеты - 3D-эффекты, поддерживаемые на аппаратном уровне и т.п. Такое разделение весьма и весьма разумно. И в каждом из режимов процессор платы обеспечивает максимальную разгрузку CPU и высокую работоспособность системы.
Режим Entertainment специально предназначен для меломанов и любителей видео.
Creation - плата Xtreme Music превращается в профессиональную студию звукозаписи.
Режим Game позволяет значительно разгрузить центральный процессор компьютера, а также позволяет адаптировать звук по своим предпочтениям (пространство, эффекты и т.п.)
Не сказать, что данный вариант совсем дешев - многим пользователям достаточно иметь кодек AC'97 для выполнения стандартных операций с аудио. Но, в случаях, когда от звука нужно чего-то большего, начинается поиск. В бюджетном диапазоне до $200 очень редко можно найти что-то действительно интересное. Поэтому зачастую все вертится вокруг вариантов Creative Audigy/Live!/Extigy и ESI Juli@. Новинки последних лет в среде USB/Firewire-интерфейсов оказались достаточно дорогими, и соотношение цена/возможности у них является завышенным. При этом, во время возникновения первых USB аудио/MIDI-интерфейсов, производители сразу же говорили о предстоящем апгрейде данных устройств на Firewire-стандарт из-за ограничений пропускной способности USB. Он состоялся, но цены кусаются, а по возможностям эти интерфейсы ничем не лучше PCI-новинки от Creative.
Плата SB0460 будет, пожалуй, самым оптимальным решением в бюджетном диапазоне, поскольку предоставляет профессиональное звуковое качество и множество функций, которые недоступны пользователям АС'97.
Описание платы
SP0460 является минимальной самодостаточной рабочей системой. Но вместе с тем она предусматривает возможности апгрейда и подключения внешних модулей, имеющихся в более старших моделях X-Fi. Для коммутации с ними предусмотрены разъемы AD_Link, AD_Ext и разъем питания. Помимо этого предусмотрен еще один разъем, предназначенный для подключения специфических устройств от Creative, который без необходимости не стоит трогать.
Из входов мы имеем один комбинированный, который совмещает в себе Line In/Mic In, цифровой вход/выход (не во всех платах), также он предназначен для передачи цифрового потокового аудио в стандартах Dolby Digital и DTS. Сбоку платы находится дополнительный аналоговый вход Aux In. Линейных выходов у платы всего три. Но это не мешает построить аналоговую коммутацию для системы 7.1. Как это можно сделать, вы можете узнать в документации к плате. Но на данном этапе могу сказать одно, что к выходу Line Out 2 может подключаться не только стандартный стерео-мини-джек, но и трио-мини-джек (три сигнальных контакта).
Первые впечатления
Ну, во-первых, это удивление качеством - SB0460 безусловно можно использовать для профессиональной работы со звуком. Лично мне это стало очевидно сразу "на слух", как только я в первый раз включил эту плату на профессиональной студии и запустил фонограмму. Но, чтобы не быть голословным и не ставить свой слух как эталон, я решил провести немного тестов. Естественно, выбрал программу RMAA 5.5 и ее стандартный тест "loop-back", при котором линейный выход подключается на линейный вход, драйвера платы установлены в режим Creation для акустической системы 2.0/2.1. На самом деле этот тест не дает четких представлений о плате, хотя может просто указать на уровень ее качества.
По результатам тестов на различных частотах дискретизации и значений разрядности у меня получилась следующая таблица:
Тесты
|
SB0460
16/44.1
|
SB0460
16/48
|
SB0460
24/48
|
SB0460
24/96
|
Частотный диапазон (40 Гц — 15 КГц), дБ
|
+0.02, -0.12
|
+0.01, -0.09
|
+0.01, -0.09
|
+0.02, -0.18
|
Уровень шума, дБ (А)
|
-93.9
|
-94.4
|
-101.8
|
-102.0
|
Динамический диапазон, дБ (А)
|
93.7
|
94.2
|
101.5
|
101.8
|
Общие гармонические искажения (THD), %
|
0.0009
|
0.0009
|
0.0008
|
0.0008
|
Интермодуляционные искажения + шум (IMD+Noise), %
|
0.0057
|
0.0055
|
0.0026
|
0.0025
|
Взаимопроникновение каналов в стерео (stereo crosstalk), дБ
|
-96.8
|
-94.4
|
-101.2
|
-98.3
|
Нужно отметить, что эти данные я взял только с одного компьютера (CPU Athlon XP 1700+, 512 Мб RAM, MB K7VMM+, экранированный корпус, бесшумная система охлаждения, заземляющий контур в студии), тогда как тестировал плату на нескольких, и в некоторых случаях результаты отличались значительно - в ряде случаев плата очень хорошо улавливала внешние "наводки". Поэтому, как и для всех профессиональных решений, а, судя по результатам тестов, мы говорим о "профессионале", для нормальной работы пользователям нужно обеспечить все условия - заземление и т.п.
Данные результаты не намного отличаются от заявленных в спецификации к устройству, учитывая то, что в тесте RMAA мы тестировали систему выход-вход, т.е. принимали во внимание погрешности обоих. У производителя указано следующее:
- Cоотношение сигнал/шум (20кГц Low-pass filter, A-Weighted)
Стерео выход - 109 дБ
Передний и задний каналы - 109 дБ
Центральный, сабвуфер и боковые каналы - 109 дБ - Суммарные гармонические искажения + шум на 1 кГц (20 кГц Low-pass filter) = 0.004%
- Частотная характеристика (-3 дБ, 24-бит/96 кГц вход) = <10 Гц до 46 кГц
- Частотная характеристика (-3 дБ, 24-бит/192 кГц вход) = <10 Гц до 88 кГц (только стерео)
При переходе в том же самом режиме Creation на 4.0/4.1, 5.1, 6.1 и 7.1, результаты тестирования остальных каналов (фронтальный, тыловые, сабвуфер) идентичны тем же в стерео (которые приведены в таблице).
Нужно отметить, что о качестве платы можно уже было сразу сказать "на слух", а тесты в лишний раз подтвердили субъективное мнение.
Вторые впечатления
Теперь давайте разберемся с тремя режимами. Как уже было отмечено, в их рамках совершенно по-разному используется мощный процессор платы. Итак, сводная таблица, в которой заодно вы увидите и возможности SB0460.
Режимы
|
Entertainment
|
Creation
|
Game
|
Аппаратный процессинг 3D Audio
|
Нет
|
Опционально
|
Да
|
Окружающие эффекты
|
Опционально
|
Опционально
|
Да
|
Воспроизведение звука с высоким разрешением
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Конвертация из стерео в многоканальные стандарты
|
Да
|
Нет
|
Опционально
|
Многоканальная запись
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
MIDI на аппаратном уровне
|
Опционально
|
Да
|
Нет
|
Эффекты на аппаратном уровне
|
Да
|
Опционально
|
Да
|
Сэмплово-синхронизированные запись и воспроизведение
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Минимизация задержек
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
«Bit-Accurate» — алгоритм тщательного (очень точного) квантования
|
Опционально
|
Да
|
Нет
|
Воспроизведение 3D MIDI
|
Да
|
Да
|
Да
|
Работа с 3D MIDI
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Технология EAX Advanced HD 5.0
|
Ограниченно
|
Ограниченно
|
Да
|
Технология EAX Advanced HD 4.0
|
Ограниченно
|
Ограниченно
|
Да
|
Технология EAX Advanced HD 3.0
|
Да
|
Да
|
Да
|
Количество вспомогательных эффектов (AUX)
|
2
|
4
|
4
|
Максимальное количество ревербераторов
|
1
|
2
|
4
|
Кол-во эффектов «в разрыв» (inserts)
|
Нет
|
4
|
Нет
|
Число выходных ASIO каналов: «чистых»
|
1 пара
|
5 пар
|
1 пара
|
Число выходных ASIO каналов: FX
|
Нет
|
4 пары
|
Нет
|
Число входных ASIO каналов: WUH (What U Hear)
|
8
|
8
|
8
|
Число основных входных ASIO каналов
|
1 пара
|
1 пара
|
1 пара
|
Поддержка ASIO 2.0
|
Ограниченно
|
Да
|
Ограниченно
|
Прямой мониторинг ASIO 2.0
|
0
|
12 (6 пар)
|
0
|
Технологии объемного звука CMSS (CMSS Surround, CMSS Headphones, CMSS 3DVirtual (на две колонки))
|
Да
|
Нет
|
Да
|
CMSS 3DVirtual (на четыре колонки)
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
CMSS-3DInteractive
|
Да
|
Да
|
Да
|
Технология улучшения качества 24-bit Crystalizer
|
Да
|
Да
|
Да
|
Графический эквалайзер
|
10 полос
|
10 полос
|
10 полос
|
Быстрое управление громкостью
|
Да
|
Да
|
Да
|
Управление уровнем низких частот (басами)
|
Расширенное
|
Нет
|
Расширенное
|
Итого, мы имеем для каждого отдельного случая свой набор используемых технологий и функций. Единственное, что здесь еще нужно отметить - в рамках устройства поддерживается потоковое многоканальное аудио стандартов Dolby Digital и DTS, но максимальная частота дискретизации в этом случае равна 48 КГц.
После "разбора полетов" платы в трех режимах, следует отметить самое яркое, сразу же бросающееся в глаза - ремастеринг аудио, который значительно улучшает качество звучания, а также всякие "примочки" типа CMSS (объемный звук) и управление уровнями низких частот, кои делают картину более яркой и реалистичной, что очень эффектно слушается при просмотре кинофильмов и в играх.
Что касается профессионального аудио, то могу определенно сказать, что такой уровень качества от платы за $130 - неожиданность.
Программно-аппаратный комплекс
Creative для X-Fi сделала очень удобный установочный диск, основными плюсами которого является то, что каждую мелкую или крупную программу или утилиту можно удалять, устанавливать и переустанавливать по отдельности.
Creative - одна из немногих фирм, которая вместе с "железом" поставила обширную базу ПО. Общий объем программ составляет порядка 600 Мб, и в их числе можно найти все, что угодно, начиная от программы записи CD-R/RW-дисков, и заканчивая простейшим звуковым редактором, поддерживающим стандарты DirectX и VST. В том комплекте поставки, который попал ко мне в руки, был достаточно обширный комплекс полезных утилит. Я удивился, что не нашел там ПО для работы со звуком, кроме "родного" малофункционального звукового редактора WaveStudio, хотя в документе от Сreative "SOUND BLASTER X-FI: MUSIC CREATION GUIDE" явно указаны конкретные программы и описана работа со Steinberg Cubase LE, Steinberg Wavelab Lite 2.0 и IK Multimedia Amplitube LE.
Steinberg Cubase LE
И действительно, мультитрековые программы от Steinberg наиболее подходят для плат семейства X-Fi. У Creative в режиме Creation предусмотрен универсальный микшер, именуемый Audio Creation Mode Console. В нем можно управлять очень мощной системой аппаратного эффект-процессинга платы, производить коммутацию, а также записывать готовые миксы, включающие MIDI, аудио, VST-инструменты, внешние подключенные устройства (функция What U Hear). Причем все это может прекрасно работать в рамках многоканальных систем. Таким образом, программы от Steinberg и железо от Creative - это одна из самых мощных современных "связок". Почему я тут не говорю о великолепной новинке этого года, программе Mackie/RAW Material Tracktion 2? Дело в том, что эта программа больше подходит для работы в стерео, а тут получается очень удобный комплекс для работы с многоканальными системами.
Подытожим
Неожиданно, красиво и очень мощно. Главное событие на рынке звукового железа этого года. Во второй части мы рассмотрим практические аспекты работы с новинкой от Creative X-Fi Xtreme Music. А пока остается только ждать, когда она появится на прилавках.