Всем привет. Как видите, новостей не было, мягко говоря, давненько. К сожалению реалии таковы, что я отошел от увлечения цифровым звуком и погрузился в работу по профессии (занимаюсь веб-разработкой) + быт. Но недавно, подумав, «зря что ли я работаю?», я решил сделать себе подарок, воплотив давнюю аудиофильскую мечту.
Вообще говоря, началось всё с того, что тесть подогнал мне виниловый проигрыватель «Радиотехника» 87-го года, примерно того же времени и класса (1-й) усилитель Романтика и самодельные колонки вроде S-70. Ничего связанного с качественным звуком этом конечно же не обещало — так, одна ностальгия. Хотя должен признать, что те пластинки, которые сохранились в хорошем состоянии, своим звучанием меня весьма порадовали (слышимый диапазон частот вполне покрывался, а уровень шумов был не высокий). Но вот в один прекрасный день усилитель «Романтика» по непонятным причинам приказал долго жить и сгорел.
Что ж, было жаль. Но я еще до этого задумывался о покупке какого-то современного аппарата, к которому можно подключить и стерео колонки, и 7.1 комплект, и проектор, и даже виниловый проигрыватель. Еще из требований была возможность подключаться к нему по HDMI (от компьютера или Play Station, у которой, кстати, нет аналогового аудио-выхода) и по Bluetooth — когда хочешь например по-быстрому вывести музыку с телефона.
Сперва я зашел в несколько музыкальных магазинов, но самих ресиверов нигде не было, везде мне предлагали только полностью собрать всю аудиосистему с начала и до конца, исходя из расчета под конкретную комнату. Такой вариант меня не устраивал, и я выяснил что сам ресивер будет стоить порядка 400$. Сперва я полез на сайт Yamaha, но там цены меня слегка разочаровали — то, что устраивало меня по параметрам, стоило от 1000$. Заглянув на сайт интернет-магазина Rozetka, я заметил, что высокие оценки получают ресиверы Denon, и стоят они к тому же менее 1к. Посмотрев, что есть в наличии, и обзвонив магазины в своём городе, я выяснил что из последнего, что выпускается сейчас, в подходящем мне ценовом диапазоне есть Denon AVR-X1600H (сначала я положил глаз на его предшественника 1500-й, но тот уже сняли с производства). Вот так выглядит его короткая презентация:
По техническим характеристикам он меня более чем устроил:
Что особенно меня порадовало — это наличие в комплекте микрофона для автоматической калибровки под помещение. Я давно подумывал об измерительном микрофоне, но как-то еще не решился потратить на него 250$.
В общем, не долго думая, я отправился в магазин Hi-Fi техники, который кстати оказался в 10 минутах от дома. На месте продавцы подтвердили, что аппарат для моих целей подходит вполне, ну и немного посмеялись, когда я спросил, можно ли подключать его по USB как внешнюю звуковую карту — мол у него и так функций хоть отбавляй.
После подключения и пробы звучания в целом из Bluetooth источника первое, что я заметил — это то что мои Microlab Pro 2 (2х35 Вт) по сравнению с родным усилителем зазвучали по-новому. Тут конечно сложно сказать, где правда, а где плацебо, но субъективно ощущения были такие, будто в СЧ и ВЧ стало меньше мусора, а басы стали чуть глубже.
DLNA, Media Server
После некоторых сношений с пультом, регистрации в локальной сети Wi-Fi и создания учетной записи в HEOS я решил испробовать давно приглянувшийся мне функционал DLNA. Я запустил в foobar2000 на своём компьютере (тут у меня лежит около 1.5 ТБ музыки) медиа-сервер и — о чудо — ресивер увидел мою музыкальную коллекцию. Более того: благодаря приложению HEOS я могу контролировать воспроизведение музыки прямо с телефона:
Больше не надо подключать компьютер к усилителю проводами, записывать флешки, перекидывать музыку с диска на диск и т. д. — достаточно держать музыкальную коллекцию на ПК, выступающем медиа-сервером, а ресивер можно установить в любой точке квартиры.
Вывод по HDMI
Тут однако же я решил испробовать ресивер и в качестве устройства вывода для ПК (зря что ли писал об этом 6 лет). Сделал я так: протянул HDMI кабель от второго выхода видеокарты к ресиверу, а выход ресивера пустил на второй монитор. В итоге я получил всё так же работающий второй монитор на ПК, но на нём теперь при необходимости выводится картинка с ресивера. Ну и конечно же, ради чего всё было затеяно — я получил звуковое устройство HDMI:
Как видите, список поддерживаемых форматов весьма обширный. Но, по иронии судьбы, DSD, как уже давно известно, по HDMI не воспроизводится.
По HDMI ресивер играет прекрасно, огорчает лишь задержка инициализации вывода — при старте первого трека, или даже просто если воспроизвести звук в Windows, где-то первая секунда звучания теряется.
Калибровка, тонкомпенсация
Ну и конечно же то, о чем я давно мечтал. Интересно, что когда я в магазине спросил о функции калибровки Audyssey, мне посоветовали её не включать. Сначала сказали, что это нужно только для многоканальной акустики, а потом вообще - мол без неё в моих колонках будет играть весь диапазон частот, а с ней - непонятно - найдет ресивер какой-то резонанс в дальнем правом углу и будет его резать по частотам. Но когда я собрал ракетоподобный штатив с микрофоном на верхушке и запустил помощника настройки, я понял, что эта калибровка — именно то, что я предполагал — калибровка уровня сигнала, коррекция задержек и коррекция АЧХ с учетом помещения и всех отражений в области прослушивания (т. н. sweet point).
Помощник сначала определил количество колонок, потом попросил меня поочередно разместить подставку в каждой из 8 точек (недалеко расположенных друг от друга, примерно соответствующих крайним точкам дивана на 3 человека), для которой каждый раз воспроизводил swept sine сигнал (тон с нарастающей частотой) из каждой колонки. Как результат — я получил выравненную АЧХ и откалиброванную тонкомпенсацию (без калибровки она практически бесполезна). Колонки звучали просто на голову выше: проявились низкие частоты в районе 40 Гц, в области СЧ и ВЧ пропал мусор, который ранее проявлялся на рок-музыке вроде Rammstein, ВЧ диапазон также стал в меру звонки, причем теперь НЧ и ВЧ теперь не опускаются при понижении громкости. Также я заметил, что теперь во многих треках отлично складывается стереопанорама и слышен эффект окружения (видимо, на студии его делают из расчета на калиброванное оборудование).
Отдельно хотел сказать про тонкомпенсацию, которую вкратце уже описывал отдельно. Так как для правильной работы этой функции усилитель должен знать, с каким реальным уровнем звукового давления играет в данный момент музыка, кроме калибровки аудио-оборудования, сам музыкальный контент должен иметь определенный уровень громкости. А учитывая, что в отличие от записи звуковых дорожек к фильмам, при записи музыки у нас происходят т. н. войны громкости, когда всё работает по принципу "громче - лучше", на выходе мы получаем музыку с уровнем, на 6 , а то и на все 12 дБ превышающим опорный, используемый для калибровки тонкомпенсации. И единственным спасением здесь будет ReplayGain анализ, который приведет музыку к стандартному референсному уровню громкости. Однако здесь встаёт вопрос: а использует ли по умолчанию ReplayGain то самое значение, которое заложено в калибровочной системе Audyssey? Насколько помню, RG использует опорный уровень 89 dBSPL согласное рекомендациям SMPTE, в то время как новые стандарты предлагают уровни еще на 6 или даже на 9 дБ ниже. Так какой же из них использует Audyssey? В этом мне еще предстоит разобраться. Впрочем, факт, что при включении RG тонкомпенсация работает заметно лучше, чем без неё - не удивительно, ведь громкость большинства современных треков, как я уже сказал, задрана более чем на 10 дБ.
Да и еще один важный момент для правильной работы тонкомпенсации: нельзя регулировать громкость до устройства, которое выполняет эту самую компенсацию. Т. е. если вы занизите громкость в плеере или в Windows (кстати, при выводе HDMI через WASAPI eclusive регулировка громкости Windows не работает), усилитель всё еще будет думать, что вы подаёте на него сигнал с референсным уровнем и неправильно корректировать АЧХ.
Нагрев
Интересно, что если в ресивере отключить функции экономии, он сильно греется (по ощущениям верхняя крышка разогревается градусов до 45), даже в простое, когда через него не идет сигнал. Судя по тому, что мне пока удалось узнать, это связано с режимом работы A, в котором ток покоя оказывается весьма значительным Я позвонил в поддержку, где мастер сказал, что без режима ЭКО усилитель работает в режиме AB, а при режиме эко - в B. В итоге я поставил экономию в автоматически режим, чтобы она включалась и выключалась в зависимости от активности ресивера.
На этом пока перестаю делиться впечатлениями, которые, как можно заметить, на данный момент весьма положительные. Буду рад любым комментариям и советам, особенно, если кто-то углублялся в тему калибровки уровня громкости. Спасибо за внимание!