Horizon-4
|
Дата: Вторник, 16 Февраля 2016, 15:11 | Сообщение #8
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 196
Статус: Оффлайн
|
Если не ошибаюсь, в цифровой звукотехнике отсчёт уровней сигналов несколько иной, чем было раньше в аналоговых усилителях. Например, если в паспорте на плеер даётся значение выходного напряжения ~2 В, то это будет максимальное значение - весь диапазон уровней находится в пределах от 0 В до 2 В, что должно соответствовать истине, поскольку питание в плеерах обычно 5-и вольтовое (однополярное или двухполярное) - нулевой уровень соответствует 0 В (земля) при двухполярном питании или + 2,5 В при однополярном питании (+5 В) - напряжение изменяется в большую или меньшую сторону относительно напряжения покоя. Учитывая низкий уровень шумов, свойственный цифровой технике, динамический диапазон получается большим - если считать, что уровень шумов равен нулю, то динамический диапазон равен бесконечности: 20 lg(2 В/0 В), реально динамический диапазон может составлять 90 дБ и больше. Операционные усилители - при двухполярном питании +15 В. . .-15 В максимальное выходное напряжениеу ОУ обычно составляет -13 В. . .+13 В, что соответствует максимальному эффективному выходному напряжению 13 В/(квадратный корень из 2)=9,192 В. Если задать номинальное выходное напряжение уровнем 1,55 В (эфф.), то будем иметь перегрузочную способность 20 lg(9,192 В/1,55 В)=15,46 дБ. Для 80-х годов прошлого столетия эта величина представлялась более чем скромной, т. к. в те годы выходило очень много "сенсационных" статей с разработками (предварительных усилителей) с перегрузочной способностью 30 дБ и более. На практике такая перегрузочная способность будет бесполезной в принципе, поскольку не найдётся такого усилителя мощности, который бы смог выдержать такую перегрузку сигнала по входу. Есть статистический звуковой параметр - пик-фактор, который определяет наиболее вероятное максимальное превышение уровня сигнала относительно его среднего уровня. Долгое время величина пик-фактора была равна 3, т. е., если средний уровень сигнала составляет 1 В, то максимальный уровень может достигать 3-х В. Более высокие значения так же возможны, но вероятность их появления уменьшается. Отсюда следует ещё один параметр, относящийся к усилителям мощности - нормальная мщность. Этот параметр был хорошо известен в 60-е годы прошлого столетия. Нормальная мощность равна 1/10 от максимальной мощности усилителя и соответствует режиму высококачественного прослушивания с учётом пик-фактора звукового сигнала, т. е. его динамики. Арифметика простая - увеличение мощности, подводимой к АС равно квадрату увеличения входного напряжения усилителя. Пример. Номинальное входное напряжение усилителя мощности 1 В, что соответствует номинальной (максимальной) мощности 200 Вт на номинальную нагрузку. Нормальная мощность 200 Вт/10=20 Вт [здесь 10 - это округлённая величина квадрата пик-фактора, т. е. 3х3=9 ~ 10], что соответствует средней величине входного напряжения 1 В/3=0,333 В. Кстати, изучая опыт проектирования профессиональной студийной звуковой аппаратуры (ещё давно), я пришёл к выводу, что там в гораздо больше степени учитывалась реальность звковых динамических диапазонов и реальные возможности усилителей, поэтому для питания предварительных усилителей там обычно хватало 12-и вольт (+6 В. . .-6 В) вместо 60. . .90 вольт (+30-45 В. . .-30-45 В) в радиолюбительских схемах. |