Промокод (купон на скидку, англ. coupon) — бумага, документ, или просто код, который (как правило) можно обменять на денежную скидку при покупке определенного товара.
Обычно купоны выпускаются производителями потребительских товаров или розничными торговцами для стимуляции розничных продаж — в рамках мероприятий по увеличению объемов сбыта. Зачастую промокоды распространяются среди широкого круга потенциальных покупателей — через почту, журналы, газеты, интернет или непосредственно торговой сетью. Промокоды являются одной из форм ценовой дискриминации: в результате продавцы предлагают более низкую цену только тем покупателям, которые в противном случае приобрели бы товар в другом месте. Купоны могут использоваться на региональных рынках с высоким уровнем ценовой конкуренции.
В 1887 г. в Атланте Coca-Cola объединилась с Asa Candler в качестве партнера. Вместе они превратили Coca-Cola из малоизвестного тоника в прибыльный бизнес — благодаря использованию инновационных рекламных приёмов. Ключом к такому росту был гениальный маркетинг Candler, включающий распространение сотрудниками и торговыми представителями компании бесплатных купонов Coca-Cola. Промокоды отправлялись по почте потенциальным покупателям, а также размещались в журналах. Чтобы покрыть расходы на бесплатные напитки, компания поставляла в автоматы с газировкой бесплатный сироп. По расчетам, с 1894-го по 1913-й год каждый девятый американец получил бесплатную кока-колу — всего 8.5 млн напитков. В 1895 Candler объявила, что кока-кола будет продаваться в каждом штате США.
Впервые широкое распространение промокоды получили в 1909-м, в США — когда Чарльз Вильям Пост использовал их в качестве способа увеличения продаж зерновых завтраков и других продуктов. На сегодня более 2800 компаний, продающий потребительские товары, предоставляют промокоды для скидок. В качестве примера на отечественном рынке можно привести промокод Эльдорадо — позволяющий получить скидки на бытовую технику и электронику в одной из самых крупных сетей розничной торговли. В 2011 году в США покупатели сэкономили с помощью промокодов 4.6 млрд долларов на покупки потребительских товаров.
Существуют различные виды купонов: купоны на скидки, на бесплатную доставку, «купи один, получи второй в подарок», купоны для новых покупателей, бесплатные пробные предложения, фестивальные предложения, подарки и проч.
Кроме всего прочего, промокоды позволяют исследовать влияние цен на покупательскую способность отдельных групп (путём отправки купонов на различные суммы скидок разным группам). К тому же, достоверно известно, что покупатели, прилагающие усилия для получения и использования купонов, более подвержены влиянию цен. Таким образом, обычная цена может быть увеличена для нечувствительных к ценам покупателей, но в то же время низкая цена для чувствительных покупателей может поддерживаться с помощью промокодов.
|