Audiophile's Blog
Логин:Пароль:


Забыл пароль | Регистрация (убрать всю рекламу)
О сайте | Ликбез | Словарь | Audiophile's Testroom | Поддержать | Контакты
Разделы
Поиск по сайту
Популярное
Персональная настройка
Настройка звука онлайн (foobar2000, драйвера, Windows), создание персональных сборок foobar2000.

Контакты

Случайный опрос
Какой вид Audio CD рипов вы предпочитаете?
Всего ответов: 1524
Полезный софт
Opera QIP 2010 Download Master µTorrent
Ace Utilities AIDA64 SpeedFan 7-Zip
ESET NOD32 FileZilla Media Player Classic Home Cinema Paint.NET
Sony Sound Forge VirtualDub Unlocker Punto Switcher
Похожие проекты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» »

Что такое тонкомпенсация?


21 Февраля 2015, 12:18

Как вы наверное уже знаете, чувствительность человеческого уха к сигналам разных частот неодинакова: прежде всего, ухо имеет абсолютный порог слышимости, и для каждой частоты он фактически свой. Различия в восприятии разных частот наглядно демонстрируются так называемыми кривыми равной громкости (читайте также «О понятии громкости в цифровом представлении звука...»):

Здесь фоны — единицы субьективно воспринимаемой громкости, децибеллы — единицы уровня звукового давления. Таким образом, 80 фон на 3 кГц и 80 фон на 60 Гц — это совершенно разные уровни звукового давления, и второе значение будет, очевидно, больше.

Иными словами, в первом приближении, ухо человека более чувствительно к средним частотам и менее чувствительно к низким/высоким. Однако в нашем случае ключевым моментом является другой факт. Обратите внимание: кривые равной громкости имеют различную форму для каждого опорного уровня (фон). Что это значит? Ну, например, если запись (имеющая широкий спектр частот) у нас в целом звучит на уровне громкости 80 фон, а затем мы понижаем её громкость до 40 фон (на 40 дБ), крутизна «завала» на низких частотах значительно увеличивается. А это значит, что воспринимаемый нашим ухом баланс частот изменится: низкие частоты станут звучать тише. Кроме того, если установить достаточно низкую громкость, отдельные частотные составляющие могут опуститься ниже порога слышимости, то есть фактически перестанут быть слышны. Возможно, вы уже сталкивались с явлением, когда при понижении громкости в наушниках пропадают басы — это происходит именно потому, что они уходят за пределы слышимости.

Итак, у нас есть проблема: при изменении громкости меняется частотный баланс, а следовательно кардинально меняется звучание композиции. Решить эту проблему как раз и помогает технология, называемая тонкомпенсацией (англ. «loudness compensation»). Идеальный алгоритм тонкомпенсации работает следующим образом: в него заложен некий стандартный уровень звукового давления (как правило, это 90–92 dBSPL), для успешной работы алгоритма уровень громкости всех воспроизводимых записей должен быть приведён к этому уровню (например, такое приведение в обязательном порядке выполняется для звуковых дорожек к фильмам). Кроме того, усилитель, на котором установлена тонкомпенсация, должен быть также откалиброван, чтобы фактическая громкость воспроизведения «по умолчанию» была именно на этом уровне. Далее в алгоритм тонкомапенасции также заложено всё семейство кривых равной громкости (одна из них, проходящая через стандартный уровень громкости, является базовой). При изменении громкости регулятором усилителя включается тонкомпенсация: алгоритм вычисляет, какой именно КРГ уровень громкости соответствует в данный момент, после чего вычисляется разница между базовой КРГ и текущей КРГ. Затем эта разница компенсируется (нивелируется эффект частотного дисбаланса).

Стоит отметить, что успешная работа тонкомпенсации критическим образом зависит от правильности калибровки выходной громкости. Т. е. алгоритму должен быть известна и громкость записи, и громкость воспроизведения (т. е. уровень усиления всего тракта — и звуковой карты, и внешнего УНЧ, и т. д.). Если, например, вы измените уровень громкости в программном плеере, тонкомпенсация уже перестанет работать должным образом.

Также, по причине относительной сложности реализации вышеописанного алгоритма, в некоторых случаях тонкомпенсация сводится к тривиальному линейному увеличению уровня НЧ и ВЧ по мере понижении громкости.


Информация от спонсора

Youlock МСК: московский сервис по обслуживанию дверных замков. Компания предоставляет такие услуги, как замена дверных замков в Москве, установка дверных замков (в том числе в металлические двери). С помощью Youlock МСК Вы сможете поменять замок качественно, быстро и недорого.

 
   
Категория: Теория | Автор: | Добавил: Audiophile ()
Просмотров: 8686 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/5, голосов: 2
Всего комментариев: 3
[3] Dave_Scream   (21 Июня 2015 18:14)
Немного не понял статью. У меня на усилителе YAMAHA R-S700 есть ручка, которая крутися против часовой стрелки от FLAT до -30db, и рядом с ней есть ручка громкости + громкость я могу регулировать ещё с компьютера - я так понимаю ни о какой калибровке тут речи быть не может, ручку просто на слух крутить нужно?

[1] pwlt   (19 Марта 2015 18:20)
С молодости эксперементировал с разными плеерами/форматами/аудиокарточками и т.д. Единственное место, в которой по-моему тонкомпенсация работала как надо (с моей субъективной точки зрения конечно) - это был плеер Appolo. Было это в конце 90-х, начале 2000-х. После этого ни в одном плеере, ни с одной карточкой тонкомпенсация мне категорически не нравится. ХЗ почему так, если честно.

0  
[2] Audiophile   (19 Марта 2015 19:07)
Не помню в плеере такой функции. Можете ткнуть?
И самое интересное - как там калибровка в таком случае организована.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторские статьи
Сообщество
Последнее на форуме
Кодеки
TAK FLAC APE WV
MPC OGG AAC/ALAC MP3
WMA TTA OFR LA
Теги
Follow me
Twitter YouTube
Google+ Facebook
Полезные ссылки
Copyright Taras Kovrijenko © 2009–2016